Художник и модель. 1926 «Остался у меня на память от тебя портрет твой портрет работы Пабло Пикассо...». Впервые по-русски эту песенку польского композитора Шпильмана в начале 70-х годов прошлого века спел в одесском ресторане шансонье Алик Берисон. А молодые люди, т.е. мы, «раскрутили» её по дворам и подъездам всего Советского Союза. Ещё до Жени Осина (мир его праху!).
Звонкоголосые доморощенные музыканты в большинстве своём, конечно, были не в курсе того, как выглядят живописные портреты, сработанные знаменитым испанцем; знакомство с его творчеством для нас в то время ограничивалось, пожалуй, только «Девочкой на шаре» и «Голубем мира». Образ же потерянной любимой представлялся под незамысловатые гитарные аккорды милым, нежным и понятным, точно соответствующим нашему воспитанию на примерах искусства социалистического реализма.
Невдомёк нам было, что мастер-то, чьё имя мы снова и снова тогда напевали, терпеть не мог «чтоб понятно» и «чтоб реально». Правда, некоторое время сразу после женитьбы на русской балерине Ольге Хохловой, художник изображал женщин вполне классически и бережно, но тот период очень скоро закончился, хотя сам брак, в основном, неверный, тянулся долго.
Фото с супругой. 1917 Ольга Хохлова. 1917 Пабло Пикассо будто родился для того, чтобы удивлять и ошарашивать. Его полное имя Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо. Уф!.. Прожил 92 года — тоже, слава Богу, не коротко. Создал 20 тысяч картин, более 1000 скульптур, коллажи, рисунки, эстампы... и на праздновании девяностолетнего юбилея в 1971 году произнес:
«...Многие становятся художниками по причинам, имеющим мало общего с искусством. Богачи требуют нового, оригинального, скандального. И я, начиная от кубизма, развлекал этих господ несуразностями, и чем меньше их понимали, тем больше было у меня славы и денег. Сейчас я известен и очень богат, но, когда остаюсь наедине с собой, у меня не хватает смелости увидеть в себе художника в великом значении слова; я всего лишь развлекатель публики, понявший время. Это горько и больно, но это истина».
Тем не менее женщин, как правило, любимых, Пикассо постоянно, непонятно и с видимым удовольствием рисовал до конца своих долгих суперплодотворных дней.
Женщина в шляпе (фрагмент). 1935Бюст женщины (фрагмент). 1943Голая женщина сидит на подушках. 1964 «Портрет твой, портрет...». Про какой же из этих портретов мы так самозабвенно орали в наших дворах? Понятно, что на риторический вопрос ответа не предполагается, а вот на конкретный, который я вынес в заголовок, Пабло Пикассо однажды отреагировал так: «НЕЗАМЕНИМЫХ нет, но есть НЕПОВТОРИМЫЕ».
Надо полагать, что именно из-за своей гениальной неповторимости он сегодня самый «дорогой» художник в мире — совокупная стоимость его творений в денежном выражении озадачивает и зрителей, и экспертов, и саму арифметику.
Ваши комментарии
Добавить комментарий