Блоги
Елена Часовских. Стихи и проза.
ПЕРЕД ПАСХОЙ
На кладбище сейчас столпотворенье.
Как пчелы, люди трудятся, жужжа.
И будто отступается в сомненьи
Та, что пришла не сеять к нам, а жать.

Народ, в заботах землю обустроив,
И тут находит, чем себя занять.
Снуёт, простую истину усвоив,
Что смерть любви не может помешать.

Ведь каждый, вкус бессмертия узнавший,
На горечь жизни много ли роптал?
Здесь прорастают зёрна, в землю падши,
И ждут Того, Кто смертью смерть попрал.

#Пасха #ХристосВоскрес
Цветы и книги
Страницы книг и крылья лепестков.
Бессмертие кругом и в каждом миге.
Исчезнет всё, но из земных даров
Останутся с тобой цветы и книги.

Цветами звёзд уже пророс закат.
Строка дороги вьётся под ногами.
Жизнь - это всё же книга или сад,
Заросший земляникой и цветами?

Понятий и веществ круговорот -
Земной юдоли верная примета.
Нас кто-нибудь когда-нибудь прочтёт
Или сорвёт, быть может, для букета.
О повышении квалификации учителей
В группе "Педагог и наставник 2023" в ВК наткнулась на информацию о повышении квалификации: "Более 417 тысяч российских учителей повысили свою квалификацию за последние 2 года". Как я поняла, имеются в виду, конечно же, курсы повышения квалификации. За которые даются официальные "корочки". И которые требуются для аттестации. Это всё, конечно, чудесно. Но.

Квалификация повышается не на курсах. Учителю нужно свободное время для саморазвития. То есть 30 часов в неделю - это кормит. Но, как в старом анекдоте, "жить некогда". Учитель должен быть в курсе многого, что происходит в мире. В политике, в искусстве, в предмете. Знать, чтобы не потерять связь с реальностью, чтобы отвечать на вопросы живых детей. А когда, когда же мне? Новости читаю по дороге на работу, но это в основном политика. А новости про научные открытия? Про новые книги? Про то, как учат в других школах?

Далее. Необходимы так называемые методические для покупки новых учебников и художественной литературы. Поясню. Я покупаю бумажные книги, да. И это не только семейная традиция, хобби, упрямство (уж сколько я наслушалась о пользе и удобстве "электронных книг"!) или каприз. Это НЕОБХОДИМОСТЬ. Я могу, конечно, ноутбук с книгами на урок принести. Дети увидят ноутбук, а не книги. Потому приношу бумажные. Домой порой не уношу, так они и ходят потом весь год по классам. Кстати, "Танцы на снегу" Лукьяненко у кого? Раньше, на заре своей карьеры, я получала, дай Бог памяти, рублей 100 в месяц на методическую литературу. И на нее же и тратила. А потом эта статья выплат куда-то как-то... Обидно. Господа законодатели, верните хоть те же 100 рублей, буду копить на новинки педагогической литературы. Да я бы и от многотомника Ушинского не отказалась. Пока хоть в библиотеке можно взять. Но они же под рукой должны быть, эти тома.

Ещё. Нужны свободные средства для поездок по России, в Москву и Питер, для посещения выставок и фестивалей. Я происхожу из учительской семьи. Прабабушка, учительница начальных классов, рассказывала, что до революции провинциальным учителям оплачивали поездки в Санкт-Петербург и Москву в каникулярное время, чтобы они посетили музеи и выставки, купили книги и пособия, получили впечатления, которыми можно поделиться с учениками. Вот это я понимаю повышение квалификации. Я ездила в Питер несколько раз по грантам, выиграв в конкурсах, несколько раз сама. Мало мне. Я по России хочу езить в разных направлениях, на Сахалине мечтаю побывать, там моя бабушка по комсомольской путевке учителем начальных классов работала. Как мне это сделать?

Кроме того, учителю нужна свобода, возможность проявить инициативу, доверие начальства. Не надо мне спускать план-сетку мероприятий. Я сама хочу придумать, воплотить, я знаю своих детей, я умею, меня научили. Я в пединституте вообще-то училась, а не с улицы в школу пришла. Пожалуйста, давайте друг другу доверять, великие государственные деятели от образования и простые школьные учителя. И про методические не забудьте, пожалуйста.
На балете "Ромео и Джульетта"
Любовь всегда заканчивалась смертью,
Но мы, от одиночества скорбя,
Пленяемся любовной круговертью,
Предпочитая умереть любя.

А после этой смерти неконечной,
Игрушечной, нестрашной и смешной,
Живём мы всю оставшуюся вечность
С разбитым сердцем и душой больной.

И эта боль рождает новый приступ,
Ведь дух бессмертный к смерти не готов.
И неизбежно, как судебный пристав,
Стучится в двери новая любовь.
Снегурочка
Мне не надо весны, я под солнцем горячим растаю.
Обессилев, пронзенная пламенем ярых мечей,
Растворюсь в синеве и на грудь беспощадному маю
Упаду жемчугами, как слёзы из милых очей.

Плоть земли распоров, к небу ринутся копьями злаки,
И весна, совершая извечный священный обряд,
Сочетается с миром в законном и радостном браке,
От великих щедрот зазывая на пир всех подряд.

И тебя в хоровод завлекут светло-русые змеи.
А подружке зимы по весне не сносить головы.
Я растаю в лучах, ни простить, ни забыть не умея,
Как туман над рекой, как роса на ладонях травы.
Письмо моей любимой учительнице
Пару лет назад написала "Письмо моей любимой учительнице...", опубликовала на ФБ, а он мне про эту публикацию позавчера любезно напомнил. Перечитала - да, настроение и сегодня такое же, как два года назад, и погодка такая же... Цикличность какая-то. Решила: надо людям показать, не одной же мне париться над проблемами бытия;)

Письмо моей любимой учительнице русского языка и литературы Любови Сергеевне Ишиной

Здравствуйте, дорогая Любовь Сергеевна!
Пишет вам Лена. Я из 6 «бэ».
Старой тетрадью это письмо навеяно.
Вы диктовали: судьбою, судьбу, судьбе…
По электронной почте мои глаголы
Вам направляю в длинном своем письме.
Ветки за окнами снова бесстыдно голы
И об обещанном снеге кричат зиме.
Снега не будет, а будут дожди и слякоть,
К Новому году город покроет грязь.
Небо мудрее, оно научило плакать
Тех, кто хотел по жизни пройти смеясь.
В будущем времени зыбкий туман клубится.
В прошлом таится коварный сонорный «эл» -
Это Любовь и Ласка, Любимых Лица,
Тех, кто со мной остаться не захотеЛ.
А в настоящем что ни строка – вопросы
И отрицанья, и многоточий след.
Знаете, я, как другие, не стригла косы,
Чтоб заплести в них память прошедших лет.
Волосы долги, а ум, как назло, не долог.
Все предложенья сложные для меня.
Он предложил: забудем, нам скоро сорок
И неприлично все сгоряча менять.
Вы говорили: «Только покой и воля»,
Вы говорили: «Выдавите рабов»,
«Слава безумству храбрых». Не оттого ли
Я не склоняюсь, как большинство из слов?
Помню, глагол превращался у вас в причастье.
Я причастилась добром и хлебнула зла.
Вы задавали на дом писать о счастье.
Я до сих пор вам домашнюю не сдала.
В вашем планшете скоро, хвала вай-фаю,
Белый конвертик высветит интернет.
Я к вам пишу, верю и даже знаю:
Двойку поставить не захотите мне.
Холод
Тихо. Холодно. Тихоходные,
Стадом тучи идут голодные.
Тучи съели луну и звёзды.
Очень холодно. Очень поздно.

Голо. Ломкие, гололобые,
Из-под крыши искрятся злобою
Ледяные ножи смертельно.
Завтра будет опять метельно.

Стынет немо вся тварь живучая,
Стонет, небо мольбами мучая.
Время вымерзло, поломалось.
Больше времени не осталось.
Участвовать нельзя отказаться! Олимпиада-2018
Где поставить запятую в предложении "Участвовать нельзя отказаться"?
Сегодня безумное количество пользователей социальных сетей разместили рядом с #НетРоссииНетИгр свои размышления по поводу решения МОК. Зачастую прямо противоположные. Одно понятно: все возмущены, обижены, раздосадованы. Часть людей призывает поехать хоть под каким флагом и всех порвать, часть - остаться дома и всех игнорить. Масса анекдотов, карикатур и шуток на эту тему. Однако порой предложения настораживают: спортсменов, которые собираются поехать под нейтральным флагом, предлагают объявить врагами народа, предателями и лишить всего чего только можно... Или выслать из страны. Звучат слова "патриотизм", "несправедливость", "честь" и т.д.
Ну прям как первый раз, ей-богу! Забыли вы, что ли, товарищи, что такое скандалы постоянно разыгрываются в этом самом МОК, начиная с 1908 года? Финны пошли без флага, это их громкое фи было в сторону России, чьей частью они являлись (без особого желания), а американцы не стали опускать флаг перед британскими королями. Германию в 20 году в Антверпен не пригласили за Первую мировую. Потом была шумиха в нацистской Германии. Потом к нам натовцы в 80-ом не поехали, а мы в Америку в 84-ом. И если это знаю я, человек ооочень далекий от спорта, то почему удивляются те, кто спортом живет?
Все нормально, как всегда, Пьер де Кубертен в гробу перевернулся в очередной раз. Все разговоры о духовности, морали и чести отступили перед экономикой. Перед денежками, короче, бабосиками. Спорт сегодня - это бизнес. Трансляции, инфраструктура, вложения. И у меня перестало замирать сердце, когда я смотрю в прямом эфире на спортсменов. Все отравляет мысль о том, что, может быть, исход боя всем, кроме зрителей, уже известен.
Мы живем в эпоху реалити-шоу. Черни показывают постановочные трюки, а она делает вид, что верит. Те, кто выше, на этом зарабатывают. Такая вот цивилизация.
Короче, есть у меня в классе ученик. Он здорово играет в футбол. Он мяч гонят с утра до вечера со старшими мальчишками, и те его берут в команду, знают, что не подведет. Нет у них ни площадки нормальной, ни ворот, ни мяча приличного. Есть любовь к игре и желание победить. Вот он спортсмен. Футболист он. С запятыми у него проблемы, да, с футболом проблем нет.
А все эти моки, знаете... они работают, создают ажиотаж. Чтобы лучше продавалось. Но, как говорят англичане, это не крикет, джентльмены.
Будь я на месте спортсмена, 4 года, а то и больше, готовившегося к Олимпиаде, а тут вдруг... Я не знаю, что я сделала бы. Потому и советовать не буду. Но в последнее время, честное слово, не хочется ни с кем соревноваться. Хочется соревноваться с собой. А тут никакие моки не указ.
Бедный Коля Десятниченко...
Посмотрела нашумевшее видео из Бундестага с точки зрения учителя (а с какой еще мне, работающей с детьми?)
Такой проект у Коли. Проектная деятельность, прям все по методике. Постановка проблемы, новизна, актуальность, практика - просматривается так четко, хоть и не расписано по абзацам. Можно было бы гордиться учителю. Если бы не оторванность от исторического контекста. Вроде ребенок вот нашел факты, молодец, а учитель ему вообще ни одного учебника не показывал про эту войну, ни одного фильма. И ребенок вот как смог, так и понял. В переводе на уроки русского языка - это как если бы ребенок не знал, что такое чередующиеся гласные в корне и сам додумался их ударением проверять. И он бы ошибся, к сожалению.
И Коля ошибся тоже. Это называется "недостаточно данных" для решения задачи. Просто очень страшно думать, что он не ошибся, а сознательно написал "правильный" проект для немцев, спонсирующих его обучение.
И еще важная деталь. Такая ерунда начинается, когда в прессе называют 9 мая не Днем Победы, а днем скорби. Когда историю изучают по учебникам, написанным неизвестно кем и на какие деньги. Когда учителю план воспитательной работы спускают сверху, прям с самого-рассамого верха, а там написано, что надо отмечать день толерантности, а день снятия блокады Ленинграда отмечать не надо.
Поменьше надо толерантности, хватит уж, дотолерантничались(((
Снова в школу
Нет, в первый класс я заново не пойду) И про строящуюся 5 школу тоже говорить не буду (и без меня много болтают). В школу пригласили сегодня на встречу с детьми - стихи почитать. В связи с этим обдумываю, что могу сказать о творчестве детям? Как злобная училка, конечно, могу много наговорить, и говорю) Веду ж литературу. Теорию учила)) А вот о природе творчества и вдохновения изнутри, так сказать... Вспомнились мои давнишние размышления на эту тему. Это, конечно, то, что надо называть "юношеский максимализм") И все же - мнение мое с тех пор не изменилось по этому поводу. Вот часть статьи:
"Часто поэзией называют продукт жизнедеятельности юного организма, выбросившего в кровь - гормоны, а в мозг - ряд идей. По сути, мы имеем здесь кардиограмму разбушевавшегося сердца в виде аккуратных строк с выверенными рифмами. Это «возрастное явление» (по словам Е. Владимировой), которое, впрочем, часто переходит в хроническое заболевание, мы не будем связывать с интересующим нас понятием, хотя оно и является несравненно чище нижеследующих явлений. В ряду таковых - нарушения чуть не всех 10 заповедей, переданных через пророка Моисея: прелюбодеяние («Любовь... Сколько поэтов паразитирует на этом чувстве…» Р. Минаев), зависть (графомания), кража (плагиат), сотворение кумира (служение идеологии), нелюбовь к ближнему (естественное следствие творчества одних художников для массовой агитации - творчество других художников в стенах тюрем). И, наконец, нелюбовь к Богу, а проще полный отказ от Него. («Когда порывается последняя связь человеческой души с Бесконечным, искусство ... делается пустым,  уродливым и жалким». Мережковский Д. 100 лет назад. Очень точное определение современного искусства, не правда ли?)
Итак, все перечисленные явления мы поэзией не называем. И еще одно: творческие припадки некоторых религиозных фанатиков, во множестве наполнившие сборники так называемой «духовной поэзии». При их прочтении невольно рождается ощущение, что Бог достоин более талантливых произведений. Ориентировочно - как у царя Давида, например.
Отбросив все, что соответствует перечисленному, ум испуганно вопрошает: «Но что же осталось?» Осталась - Поэзия.
Не подражающая искренним чувствам, а выражающая их.
Не пересказывающая заповеди, а исполняющая их.
Соответствующая истине. Еще одно непонятное слово. Попробуем перевести его вместе.
Правда. Действительность. Реальность. Непреложное, то, что есть на самом деле. Другими словами - отсутствие лжи, искажений, подмен, извращений. Так понятнее?
Чтобы не погружаться в метафизику, просто скажем, что абсолютная истина нам, к несчастью, не доступна. Но отдельные фрагменты большой картины (реальности) мы в состоянии увидеть без искажений, к чему и стремимся.
Поэту как никому другому необходима ясность сознания. Выходя за границы чувственного восприятия мира, он лишается возможности использовать для восприятия открывающегося ему знания интеллект"..
А целиком можно тут почитать: http://www.stihi.ru/2009/12/21/7800
Кстати, цитирую я своих друзей из студии АЗ (кроме, Мережковского, конечно))) Мы много обсуждали с ними сущность искусства.
Что нужно человеку на самом деле?
То каприз, то насущное - и мольбы:  
Это важно, и это вот - Боже, дай!
И растут челобитные, как грибы.
И ходатайства сыплются через край.


Пожелания множатся, хоть кричи.
А по сути одна лишь мечта пока:
Чтоб не рыться в кармане, ища ключи.
Позвонить и услышать щелчок замка.
Про офников и не только
Моя статья про офников (оффников? не знаю, как правильно писать, сейчас поняла, что второе ф было добавлено некоторыми для понта, закос под американизм, они ж там любят всякие off), так вот, эта статья http://tvolk.ru/news/society/offniki-v-rasskazovo/ набрала неожиданно много просмотров. Идя по улице, услышала, как группа подростков ее обсуждает. Значит, тема актуальна. Честно говоря, я удивилась. Ну, в 90-е все боялись гопников. Все боялись, что снимут шапку на улице и вырвут серьги из ушей. Но сейчас-то что? Вроде нет смысла "за шмот" разбираться. Носят все что Бог послал, у кого деньги есть - подороже, у кого нет - из "Скидочки" и нищебродское с рынка. Но уж сильно фирменных-то нету. За отсутствием бутиков))) Значит, дело не в моде, не в одежде вообще. Дело - в тусовке. В субкультуре. Эмо родили детей, перекрасились в блонд и водят чад в тот же сад, что и выросшие готы, которые тоже перекрасились в блонд, кстати. Паркурщики сломали себе ноги, подлечились и стали солидными отцами семейства. Они не актуальны, теперь это называется руферы, хотя это немного иное. А новое поколение потихоньку подросло и хочет ответить на классический вопрос: кто я, откуда пришел и куда иду? А может я офник? Или скейтер? А может, анимешник? Или блогер? Летсплейщиков можно отнести к субкультуре, интересно? Или косплей - это разновидность артистического дара или образ жизни? Самое интересное, что со стороны эту культуру узнать невозможно. Надо в ней жить, играть по ее правилам. Молодежь жестока - она не берет в свои игры взрослых. Молодежная субкультура - это мир без взрослых, на то она и молодежная) Но меня всегда тянет туда, куда нельзя. Очень хочется знать, как он устроен, мир людей.
Струны
Вы можете не видеть, но сильней
По осени объятия корней
Под травами, искрящимися льдисто
От "минус два", у этих вот берёз.
Им ведомо: зима придет всерьёз,
И будет строго, холодно и чисто.

Но я тепла ни капли не отдам,
Ведь я жива, поскольку жив Адам -
Конгломерат сердец, стучащих порознь.
Корнями вен срастаюсь с бытиём,
Как те берёзы, что растут вдвоём
И новую воспитывают поросль.

Пусть вслед из-за незапертых дверей
Ворвётся сонм сынов и дочерей -
Моих, чужих, земных, небесных, божьих.
И закалит огонь моих стихов
Стальные струны новых голосов,
И будет не изжит сей век, а прожит.
Не будем про глобальное
Не будем про глобальное. Я лично
Из космоса обычно не видна.
На глобусе зато видна отлично
Моя непобедимая страна.

Но роль моя в истории ничтожна.
В учебниках не пишут про таких.
И в нашем городке довольно сложно
Добраться будет до дверей моих.

Меня и в доме не видать порою.
Сижу, смотрю в окно на белый свет.
Но если ты придешь - я дверь открою
И буду для тебя вода и хлеб.
Ко дню учителя
Не за горами День учителя, он отмечается 5 октября. Очень хочется, чтобы ученики про этот праздник не забыли. А я представляю на ваш суд свое новое стихотворение об учителях.

В твоей руке не меч, а мел,
Но ты сражаешься, как воин.
Ты в каждом душу разглядел
И уважения достоин

За веру в правду и в мечту,
За то, что учишь не бояться,
За строгость и за доброту,
Науку быть, а не казаться.

Пусть только мел в руке, не меч,
Не кровожадная рапира,
Но ты сумел от нас отсечь
Всю злобу суетного мира.

Ты нам несешь ученья свет,
Бросаешь вызов лжи и лени.
Гораздо глубже твой предмет,
Чем сборник схем и уравнений.

Судьба твоя - ученикам
Учебник и путеводитель.
Лишь кто всю жизнь учился сам
Достоин звания учитель.
Небо, не плачь!
Размышляла о силе слова. Вспомнила, что месяца два назад написала стихотворение про дождь, в котором были такие слова: "Не уходи, мой друг весенний, Тебя прошу"... Все два месяца дождь, очевидно прислушавшийся к моей просьбе, упорно не уходил. Срочно сочинила другое стихотворение, анти-дождевое))) Посмотрим, сработает ли...

Небо, не плачь, перестань,
Полно жалеть об ушедшем.
Этим дождем сумасшедшим
Очи свои не тумань!

Истосковались сердца
По синеве небосвода.
Скована наша свобода
Тучами цвета свинца.

Бьется промокший жасмин
В окна - он хочет согреться.
В дождик нам некуда деться,
Нет для веселья причин.

Дети сидят взаперти,
Брошены мяч и ракетки.
Словно воробышки в клетке...
Хватит рыдать, прекрати!

Солнышко, очи раскрой,
Чтобы опять без опаски
Яркие летние краски
Мир наполняли собой!
Популярные блоги
 
Последние сообщения